пятница, 26 августа 2011 г.

Практическая инструкция по управлению компетенцией команды

Последние 5 лет так получалось, сначала как доп нагрузка, потом уже по обязанностям, я отвечал за формирование и поддержание необходимой компетенции групп разработки и проектирования. За это время я даже с 0 поднял и поддерживал -) тех компетенцию нового отдела.

Этот пост начинался как ответ на простой вопрос "Как построить и наладить процесс обучения команды тестировщиков из 6 человек?", но потом сформировался в отдельную статью.

Здесь я попытаюсь прозрачно изложить те методы которые я использовал в работе и которые прошли проверку практикой.

1. Матрица компетентности
В первую очередь необходимо определится со структурой требуемой компетенции. Как говорится - нет потребностей, нет компетенции.
Для этого я использую простой список. Выделяю 2-а уровня: первый это домен знаний, второй конкретные технологии или методологии. Потом добавляю к списку колонки с фамилиями и - опа, у нас матрица компетентности.

При создании списка, который сам по себе важная задача, я использую следующие правила:

  1. В список вносится только требуемая для проектов компетенция. 
  2. При создании списка забываем о существующей компетенции людей и руководствуемся только требованиями "производства". То что человек знает PLSQL нас не волнует, если мы это не используем и не оплачиваем
  3. Не вносим компетенции "на перспективу" и "на интерес".

Конечно создание списка требует само по себе хороших знаний и практического опыта в данной области. Мне моих знаний хватало -). Но если вы чистый ПМ, то рекомендую не сочинять, а найти толкового ведущего и поручить ему. И заодно проверить его компетенцию по организации.

2. Специализация
После того как у вас появилась матрица компетенции, необходимо выделить Направления специализации. Необходимость данного шага является обязательной если у вас в группе можно ее выделить. То есть комплект требуемой компетенции достаточно широк и лежит в разных доменах знаний.

Например (для разработки и внедрения систем ITSM) специализация выглядела так:

  • системщик (установка ОС, БД, прикладного ПО, импорт данных, прикладное скриптование)
  • программист (знание продуктов и языков по платформе А или Б)
  • консультант (бизнеспроцессы и обучение) 
И вот тут важно - нельзя думать, что люди могут знать все. Люди знают только то, с чем непрерывно работают. Если думать, что если спец когда-то знал Яву, но последние 2-а года писал на точкаНЕТ, то Яву он все еще знает. Да знает, НО НЕ ПОМНИТ. Именно поэтому я считаю, что впрок учить невыгодно.

3. Сотрудники
Итак после пп. 1 и 2 у вас уже есть то прокрустово ложе куда надо уложить Уникальных и неповторимых личностей.

Всех личностей я при приеме на работу делю на 3-и категории:
1. "Готовый" - обладает необходимой компетенцией, готов сразу приступить к работе . Встречается редко, учить не надо. Надо выделить пару недель на ввод в курс дела и знакомство, потом еще месяц контролировать и разбирать результат.
2. "Неполноценный" - обладает необходимой базой, знает часть в своей специализации. Чаще всего такого и берем. Обучение как у Студента, но частями можно ставить на работу.
3. "Студент" - чего-то знает, есть техническая база. Надо учить

4. План обучения
Нет плана - нет обучения. Проверено.
На каждого сотрудника пишется план обучения. План включает:
  • список необходимых компетенций
  • состав материалов которые необходимо изучить
  • достигаемые проверяемые результаты (контрольные примеры или презентация, решенные проектные задачи, что-то новое до чего все руки не доходили)
  • календарные сроки
  • проверяющий и ведущий
При обучении я выработал следующие принципы:
  • На обучение надо выделять время (лучше всего одним куском, 3-и дня минимум. Студенты у меня учились 1 месяц минимум)
  • Не надо прерывать обучение (ну если только форс мажор, но тогда надо понимать, что обучение тогда надо начинать почти заново)
  • Обучение надо непрерывно контролировать. Если это общая теория- то презентация теории, если новая технология - рабочий результат. Нет результата - неспособен. Поэтому пункт 1 и 2 важны. Иначе вам обязтельно скажут - "что вы нас прерывали"
  • План обучения и материалы делаете вы и передаете обучаемому в "письменном" виде
Обучаемому выделяются ресурсы:

  • время (на обучение)
  • деньги (на оплату курсов и зарплату)
  • технические средства (тестовые машины и тп)
  • методические средства (инструкции, проекты, кодовая база на чтение и тп)
  • время других сотрудников, тех которые помогают или ведут обучение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий