вторник, 13 марта 2012 г.

Архимейт по-русски. Организация работ людей, программ, оборудования

Вот тут очень интересно описано как моделировать организацию. К автоматизированным системам очень применимо


Ну и чтоб не потерялось перепостю все.


Архимейт по-русски. Организация работ людей, программ, оборудования.

1. Архитектурное описание предприятия: как сделать видимой организацию работ

Архитектура предприятия -- это то, как оно организовано. Как организовано (архитектура) -- это кто над чем работает, и кому эта работа нужна. Предприятие всегда как-то организовано, хорошо или плохо. Организация (архитектура) предприятия невидима, но можно сделать вполне видимое архитектурное описание. Если есть архитектурное описание, то можно его использовать для обсуждения организации предприятия всеми заинтересованными в этой организации сторонами (включая компетентных в вопросах организации людей) -- и тогда есть шанс, что организацию удастся улучшить. Если документированного на каком-нибудь отчуждаемом из головы носителе информации архитектурного описания нет, то каждый имеет какое-то (не спрашивайте, какое) описание в каком-то (не спрашивайте, в каком) виде в собственной голове, и даже в ходе одного разговора это описание может у одного человека меняться три-четыре раза. При обсуждении организации работ предприятия у всех гарантированно будут разные представления о договоренностях, а результат работ по таким договоренностям описан в басне Крылова про лебедя, рака и щуку.

Архитектурное описание состоит из ряда диаграмм, по которым люди водят пальчиком, чтобы понять устройство организации и затем договориться, что нужно в организации поменять. Архитектурное описание прежде всего -- это инструмент для заключения договорок важных людей (заинтересованных сторон) по поводу важных аспектов организации работ. Не нужно путать организационные регламенты (в которых написано и важное, и не очень важное, и вообще много слов) с архитектурным описанием, в котором есть только самое-самое важное, зато выраженное максимально формально с целью избежать ошибок.

Для описания архитектуры предприятия используется специальный язык Архимейт. Этот язык позволяет записать самое важное, что есть в организации предприятия -- и проигнорировать мелкие детали.

Сразу оговоримся, что в Архимейте можно описывать только организацию работ для офисного планктона. Никаких объектов реального материального производства в Архимейте описать нельзя, описывается только информация об этих объектах. Никакой варки картофеля, никаких переносов чушки со станка на станок -- только и исключительно информация обо всём этом. Архимейт идеален для банков и страховых компаний, штаб-квартир (из которых реальных цехов не видно), проектных бюро (где тяжёлые балки есть только в компьютерных моделях и бумажных распечатках) и даже штабов строек (где занимаются раздачей поручений и учётом сделанного, но сами руками ничего не делают). А вот те части предприятия, которые занимаются не учётом закручивания гаек, но реально закручивают ржавые гайки, получив их со склада, описать Архимейтом нельзя. Зато складской учёт изобразить, или проектирование и учёт работ -- пожалуйста.


Архитектор -- это тот, кто придумывает такую архитектуру, которая удовлетворит все заинтересованные стороны. Эту архитектуру он придумывает, описывает в виде Архимейт-диаграмм, и согласовывает её с разными важными людьми. Сам момент описания архитектуры на Архимейте неважен. Те, кто просто пишут на Архимейте (испанском, суахили) под диктовку, не могут называться архитекторами, они просто писари (писцы). Ну ладно, архиписари (архиписцы).

Для многих людей, назначенных архитекторами, оказывается полной неожиданностью неминуемый переход от изображения на Архимейте результатов разных интервью в качестве "архитектурного описания as is" к сочинению "архитектурного описания to be" и немедленно следующему плотному общению с начальством по поводу превращения свежесочиненных диаграмм Архимейта в организационную реальность предприятия. Архимейт поможет вам в вашем деле не больше, чем спеллчекер Ворда в получении нобелевской премии по литературе.

Вы предупреждены.

2. Люди, программы, оборудование

Самым-самым важным в предприятии Архимейт считает наличие трёх уровней работ, на каждом из которых уменьшается человеческое начало: людейпрограмм и оборудования. Люди без программ беспомощны, программы без оборудования мертвы. Оборудование без работы программ -- бесполезный кусок железа, программы без работы людей тоже не нужны. Так что в архитектуре предприятия обязаны быть представлены все три уровня выполнения работ в их взаимосвязи.

На каждом уровне есть свои выполнители работ, и свои объекты работ работы. Собственно, работа заключается в том, что выполнители изменяют как-то объекты работ. Выполнители работ и объекты работ обычно представлены существительными, работы -- глаголами и отглагольными существительными. Важно, что объекты работ сами ничего выполнять не умеют, они пассивны. А вот выполнители активны, они-то и трудятся над объектами и с использованием объектов.

Уровень людей содержательный. Люди за информацией видят те объекты окружающего мира, которые эта информация изображает. Смотрят на прогноз погоды и видят завтрашнюю погоду (а не описание погоды), смотрят на отчёт о стройке и видят количество реальных этажей (а не собственно отчёт), смотрят на отчёт о прибылях и убытках и видят ту самую прибыль. У людей есть цели, полномочия (могут выдавать некоторым другим людям поручения на выполнение работ) и ответственность (должны обещать, что выполнят поручения некоторых других людей). Целенаправленная деятельность есть только на этом уровне.

Уровень программ -- это обработка информации, заключенной в данных. Из одних данных программы делают другие данные, отличающиеся как форматом, так и содержанием. Никто никому ничего не обещает (обещать программы не могут, это могут только люди) и не даёт поручений (поручать могут только люди), не преследует никаких целей (цели есть только у людей). На этом уровне известно, что означают данные в реальном мире: ведь опасно к килограммам прибавлять километры. Главная задача уровня программ -- чтобы нужным способом обработанные данные оказались в нужный момент у нужных людей.

Уровень оборудования -- это бездушный мир, в котором никакой обработки данных уже нет, а есть только хранение и пересылка данных. Конечно, на уровне оборудования тоже есть программы, но они уже другого рода -- тут уже никто не знает, что означают эти данные в реальном мире. Задача оборудования -- хранить адресуемые как-то байты, не вдаваясь в их смысл, пересылать эти байты по запросам программ, а также хранить сами программы и давать им возможность выполняться.

3. Элементы и отношения
Предприятие в Архимейте описывается в виде элементов (изображаются разными фигурами), находящихся друг с другом в каких-то отношениях (отношения изображаются в виде соединительных линий между фигурками элементов). Архимейт ценен тем, что предлагает для описания работы предприятия всего
-- 16 типов элементов для уровня людей,
-- 7 типов элементов для уровня программ,
-- 9 типов элементов для уровня оборудования,
-- 11 типов отношений, в которых элементы могут находиться друг с другом, и показ развилок для этих отношений.

Если вы собираетесь как-то менять архитектуру предприятия в реальной жизни (а иначе зачем вы вообще стали рисовать диаграммы Архимейта?), то для этого можно использовать ещё:
-- 7 типов элементов для целеполагания и обоснования изменений в организации
-- 4 типа элементов для проектирования перехода к новой архитектуре

Еще есть комментарий и отношение связи комментария с какими-то другими элементами, а также рамочка для группировки элементов.

Вот и весь Архимейт. Но не нужно обольщаться его простотой. В Великом и Могучем тоже всего 33 буквы.

4. Нужен не ты, нужен твой сервис.

Важно, что никакие работы на предприятии не делаются просто так, они все кому-то зачем-то нужны. Сервисы -- это полезные для каких-то других выполнителей (точнее, полезные для работ этих выполнителей) работы. Для потребителей сервисов абсолютно неважно, как организовано выполнение этих работ: кто с чем работает, чтобы выставить сервис для внешнего потребления. Для них важно только, по каким каналам (электронная почта, окошечко с девушкой, телефонный звонок и т.д.) и интерфейсам (если это программы) будут предоставлены эти сервисы.

Есть сервисы оборудования, предоставляемые программам, и сервисы программ, предоставляемые людям. Три уровня предприятия склеены именно этими сервисами -- из каждого уровня главным образом видны только сервисы других уровней.

То есть можно заменить всё оборудование, и программы этого не заметят, если сервисы оборудования остались прежними. Так же и с программами: замени их все, но если сервисы останутся теми же, то люди это вполне переживут. В принципе, это относится и к самому предприятию: если сервисы людей, которые предприятие оказывает окружающему миру (а объединение таких сервисов и связывающего их контракта называется продуктом) будут выполняться совсем по-другому организованными людьми, которые пользуются совсем другими программами, которые работают на совсем другом оборудовании, то клиенты этого не заметят. Этим и пользуются архитекторы предприятия: они описывают предприятие, а потом потихоньку меняют программы и оборудование, поддерживая предоставление критически важных сервисов. Это и называется сервис-ориентированным подходом: разделять (разные уровни работы сервисами) и властвовать. Так что это ещё как посмотреть: предприятие склеено сервисами, а для архитектора оно этими сервисами разделено.

Стремление разделять и властвовать у архитекторов так велико, что они разделяют сервисами и работы даже одного и того же уровня. Например, легко представить себе программы, оказывающие сервис не людям, а другим программам. Или оборудование, смысл существования которого -- служить (оказывать сервис, т.е. "работать для") другому оборудованию.

Для предоставления внешне видимой работы-сервиса нужно выполнить много-много извне невидимой внутренней работы -- изменения объектов работы выполнителями работ. Наличие этой границы внутреннего и внешнего рассмотрения ("черного ящика" с невидимыми внутренними выполнителями, работами и объектами против "прозрачного ящика", когда они отлично видны) -- это наличие границы системы. Архимейт моделирует системы, разделяя части/уровни предприятия сервисами (хотя про "системы" в спецификации Архимейта и не сказано ни слова).
5. Люди

Напомним пункт три: для описания уровня организации работы людей Архимейт имеет столько же типов элементов (17), сколько для уровней программ и оборудования вместе взятых (7+9) -- и это совсем не случайно.

Сами люди в Архимейте представлены не своими личностями. В Архимейте не человек красит место, а место красит человека. В Архимейте выполнителем является живой человек, но только занимающий организационное место. Поэтому Архимейт "людьми" называет эти самые места, кто бы их в данный момент ни заполнял -- один человек, целая группа людей из организационного звена (от сектора и отдела до филиала в другом государстве или даже всей компании целиком), временные работники, случайные граждане-клиенты, партнерские фирмы. Архимейт понимает, что это все эти оргместа занимают живые люди, но называет этих людей именно по наименованиям оргмест. Разнорабочий, зам.нач.отдела доставки, отдел доставки, филиал в Мытищах, клиент, аудитор -- это и есть "люди", кто бы ни были те сотрудники, которым доведется занимать эти организационные позиции. Архитектор, как водится, заботится о вечном: если разнорабочий или президент заболели, и один человек подменил другого на время болезни, диаграмма останется верна: организация труда не изменится.

Люди Архимейта более разнообразны, чем те люди, которых можно найти в "оргструктуре" (органиграмме): отнюдь не все отношения между людьми Архимейта сводятся к начальствованию-подчинению. Так, партнеры и клиенты обычно в оргструктуре не упоминаются, а в Архимейте их показ -- обычное дело.

6. Роли

Архитекторы настолько коварны, что работают и с частями людей, называя их "роли". Ролью называется та выделенная во времени часть людей, которая выполняет определенный ряд работ, требующих какой-то особой квалификации. Так, если разнорабочий в театре вынужден то петь, то танцевать, у него есть две роли: когда он поёт, то роль -- певец, а когда танцует -- роль танцор.

Люди назначаются на роли, а роли назначаются на работы. Особо нужно отметить факт, что архитекторы организации занимаются организацией работ, а не лидерством (leadership). Распределение людей по ролям, а ролей по работам -- это забота архитектора организации. А забота лидера -- это а) назначение на места "людей" живых "человеков" с фамилиями, именами и отчествами, вредными и полезными привычками, определенными умениями и б) убалтывание кнутом и пряником человеков на местах "людей" выполнять назначенные им работы. Так что фамилий на диаграммах Архимейта не увидишь: только должности, роли, подразделения, фирмы, "люди при исполнении", "представители", коллегиальные органы, временные группы и объединения и т.д..

В жизни назначение на роли и на работы обычно отражается приказами, распоряжениями, положениями и прочими "распорядительными документами". Такая система дробления людей нужна не только, чтобы показать многогранность занятий людей (напомню: и отдельных людей, и целых подразделений -- когда большая компания из 1000 сотрудников выступает как в роли поставщика по отношению к одним фирмам, так и в роли заказчика по отношению к другим фирмам), но и чтобы свои диаграммы архитекторы меняли поменьше, а устанавливающие организацию работ приказы издавались пореже.

Типичный пример: в организации начинают заниматься посадкой петрушки, но пока непонятно, кто будет эту петрушку сажать -- начальство говорит, "вы покажите, что там нужно будет делать, а я уж тогда назначу подходящую кандидатуру". Пишут "Положение о петрушке", где вводят роль "главного по петрушке" и "старшего по петрушке" и прописывают все их работы. Заметим, что Положение -- это еще не приказ, и не распоряжение. Это констатация факта, что какие-то организационные места (главного и старшего по петрушке) нужно заполнить, чтобы работы (по посадке петрушки) пошли. Начальник изучает этот проект положения, и заключает, что посадкой петрушки у него должны заниматься инженеры и юристы. Далее он пишет приказ, в котором он а) утверждает положение и б) прописывает, что роль главного по петрушке будет занимать инженер, а старшего по петрушке -- юрист. Вот как это выглядит:



Соединительные линии с точечками -- это и есть "отношение назначения" между элементами. Отношения есть, конечно, и между людьми и работами непосредственно (если опустить упоминание роли). Такое отношение будет называться производным, но оно всё равно есть -- можно говорить, что в данном случае инженер назначен на обеспечение всходов, а юрист на пригляд за посадкой.

Обратите внимание, что эта конструкция будет работать, даже когда инженер Иванов уйдёт на пенсию, а вместо него на это место будет принят Сидоров. В этой конструкции легко поменять инженера на агронома, или на Дирекцию по петрушке (когда деятельность разрастётся) -- этот механизм назначения ролей на работы (например, Положением), а людей на роли (например, Распоряжением) работает и в случае, когда "люди" -- это целая толпа людей, т.п. речь идет об организационном звене. Все эти Положения и Приказы на диаграмме обычно не отмечаются: на диаграммах договариваются, как будут организованы работы, а не какими документами эти договоры будут оформлены.

Подсказка: я знаю несколько организаций, где альбомы архитектурных описаний предприятия утверждались директором вместо толстой пачки регламентов. Ибо архитектурные диаграммы оказывались точнее и выразительнее многочисленных текстовых описаний, которые потом пытались по ним составить.

Понятно, что на посадке петрушки в конечном итоге работают самые живые Иванов и Сидоров (или сотрудники, которые числятся в Дирекции по петрушке). Но на предприятие они будут тратить только часть своего времени и талантов (и только эта часть времени отражается элементом "люди" в архитектуре предприятия), а остальное время спать, есть, гулять, учиться и развлекаться. На их роль в работах по посадке петрушки они будут тратить только часть времени, которое потратят на предприятие -- ибо у них наверняка много разных ролей, они выполняют много разных работ. Да и на одну и ту же роль вполне могут быть назначено и некоторое количество людей -- отдельных человек или даже несколько подразделений.

И людей, и ролей можно дробить на любое число частей, если нужно показать какие-то детали занятости людей-выполнителей.

Для выполнения какой-то работы разные люди могут на время объединиться (это обычно никак не отражается в оргструктуре), и такое временное объединение называют коллегиальной ролью.

7. Работы людей

Работы людей бывают такие:
  • уже случившиеся -- события. Называют обычно события глаголом совершенной формы прошедшего времени: "петрушка посажена". Эти работы могут быть выполнены непреднамеренно ("случилась ошибка"), людьми не из предприятия (клиентами, конкурентами, партнёрами), да и не вообще эта работа могла быть выполнена не людьми (а, например, программами, оборудованием, или даже силами природы -- "солнце зашло").
  • направленные на достижение результата, и исполняемые в развертке времени (часто -- друг за дружкой) --процессы. Их называют глаголом в неопределенной форме -- "копать", "посадить", "разработать". Процессы обычно запускаются событием, и запускают события, а также запускают друг друга, образуя цепочку от начального события до события-результата.
  • полученные в результате работы временного коллектива, объединённого коллегиальной ролью -- коллегиальные процессы. Их тоже называют глаголом в неопределенной форме.
  • отобранные по какому-то иному, чем развертка во времени для получения результата (например, требующие назначения на них ролей с определенной квалификацией или потребляющие какой-то специфичный вид ресурсов) -- практики. Практики не столько сами выполняются, сколько в разные моменты выполняются те или иные объединённые ими процессы (или фрагменты процессов, до которых дело на диаграмме так и не дошло, поэтому их изобразили без развертки во времени, чохом, "в мешке" -- то есть обозначили "что практикуется", а не указали на выполнение в какое-то определенное время). Поэтому практики обозначаются не глаголами, а отглагольными существительными: "посадка петрушки" это именно практика.

  • предоставляемые кому-то вовне работы, как они значимы и видятся снаружи -- сервисы. Сервисы реализованывнутренними работами, выполняемыми внутренними ролями, и используется в ходе внешних работ, выполняемых внешними ролями. В принципе, любые работы людей выполняются только для того, чтобыреализовать какой-то сервис -- то есть для того, чтобы кто-то другой (например, клиент, или смежники) смогли воспользоваться этими работами.


В принципе, все предприятие разбито на какие-то части, и эти части выставляют наружу (для других частей предприятия, или за границы предприятия, или для другого уровня) сервисы, чтобы оправдать своё существование. Если есть трудности в понимании, кто в каких работах использует те или иные сервисы, или какие сервисы реализуют те или иные работы -- значит, вы что-то не знаете, или не продумали.

Для уточнения того, чем же именно ценен сервис, в Архимейте даже есть специальный элемент: внешняя польза, которая связана с сервисом. 

* * *

В принципе, уже видно, что рассказ в таких терминах вполне получается -- он не выглядит слишком абстрактным и заумен ровно в той мере, в какой заумен сам Архимейт. Дальше можно уже не писать новые тексты из серии "Архимейт по-русски", а просто подкорректировать ранее написанные. Ну, и продолжить локализацию программы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий